Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Официальный пресс-центр

Сергей Поляков: «Для педагогов и семей совместное взаимодействие с детьми зиждется на положительном опыте общения»


  • 01 октября 2023
Сергей Поляков: «Для педагогов и семей совместное взаимодействие с детьми зиждется на положительном опыте общения»

Во второй день Всероссийского родительского форума «Крепкая семья — сильная Россия» в «Орлёнке» состоялись 13 тематических мероприятий. Основным докладчиком стал доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Сергей Поляков.

Лекция-диалог «Реалистическое воспитание: на что действительно могут повлиять родители?» привлекала внимание всех участников Всероссийского родительского форума. Общение с аудиторией строилось в формате диалога и состояло из двух частей.

В первой — профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова Сергей Поляков попытался ответить на вопрос, что может сделать семья в решении тех или иных сложных вопросов, связанных с воспитанием детей.

Здесь, на его взгляд, уместно принять во внимание историю жизни маленького человека в той или иной ячейке общества, а также его биологические и психологические особенности.

«Для педагогов и семей совместное взаимодействие с детьми зиждется на положительном опыте общения, — считает Сергей Поляков. — Этот опыт, кстати, может быть примером и для остальных пап, мам и учителей, где соответствующая практика не столь хороша. Другое дело: мы не можем предсказать, как поведёт себя в дальнейшем ребёнок, имеющий даже позитивный опыт. Тут многое как раз и зависит от биологических и психологических особенностей человека, а также от того, какие значимые люди встретятся ему потом».

Вторая часть лекции была посвящена взаимоотношениям педагогов с родителями. Здесь важными считаются два непростых вопроса. Не секрет, что учителям порой приходится иметь дело с агрессивными родителями. А бывает и наоборот. И об этом, по словам Сергея Даниловича, почти нет соответствующих исследований и литературы, за редкими исключениями, в которых информация ничтожно мала.

«Я думаю, что один из способов решения этой проблемы для родителей, которым приходится сталкиваться с недоброжелательными преподавателями, особенно в начальной школе — менять учебное заведение, — полагает Сергей Данилович. — Хотя, конечно, этот путь не единственный. И не у всех есть такая возможность. Поэтому мамам и папам приходится искать оптимальную дистанцию между ними и учителями.

По мнению Сергея Полякова, её поможет найти популярная у психологов так называемая технология социального партнёрства. Соблюдая её, можно найти точки соприкосновения между педагогами и родителями. «Нужно понять, что хочет каждая конкретная сторона, — раскрывает основы упомянутой теории Сергей Поляков. — Если же у всех интересы разные, то следует попытаться найти компромиссы и прийти к общему знаменателю. Но этот процесс очень сложный и длительный».

Сократить его помогут посредники. Ими могут быть психолог, директор школы, социальный работник и даже друг.

Участников форума «Крепкая семья — сильная Россия» интересовала трактовка профессором словосочетания «реалистическое воспитание». В нём наблюдается некий водораздел между оптимизмом и пессимизмом. В какую сторону склоняется это самое реалистическое воспитание? Особенно если не все ему поддаются.

«Я сторонник того, что воспитание может только „кое-что“, — отвечает на этот вопрос Сергей Поляков. — Есть мощнейший и необратимый процесс социальных влияний. И воспитание в нём не всегда играет роль первой скрипки, хотя может многое. Важнее создать необходимые для нормального воспитания условия. Для меня это очень близко. Что считать таковыми условиями? За примерами далеко ходить не надо. Я не был в „Орлёнке“ с 2005 года. С той поры здесь многое улучшилось. Речь идёт как о материальной базе, так и в морально-психологическом климате, сложившемся в вашем Центре».

Завершая лекцию, Сергей Поляков призвал родителей создавать благоприятный опыт и применять его для дальнейшего взаимного общения, выгодного для всех них, педагогов и детей.

«Лекции Сергея Даниловича всегда жизненные, отвечающие на самые актуальные вопросы, на них можно найти ответы на педагогические и родительские вопросы. Мне было очень интересно, потому что я работаю в школе и одномоментно являюсь родителем. Сегодня я нашла ответы, как решать конфликты между родителями и педагогом», — поделилась своими впечатлениями Ольга Зыкина из Рязанской области.